Новые правила применение электронной транспортной накладной с 1 сентября 2022 года.
Электронная транспортная накладная, как и многие другие документы, появились в рамках Концепции развития электронного документооборота (утв. Решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, протокол от 25. 12. 2020 года № 34). Цель концепции — определить пути и способы цифровизации документооборота в России.
В статье, расскажем о новых правилах применение электронной транспортной накладной с 1 сентября 2022 года.
С начало 2022 года участники автомобильных грузоперевозок могут формировать перевозочные документы в электронном виде без дублирования на бумаге.
Напомним, что с 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.21 № 336-ФЗ, который внес изменения в Устав автомобильного транспорта. По новым правилам в электронном виде можно оформлять следующие документы: А вот 21 мая 2022 года был утвержден и сам порядок обмена электронными транспортными накладными, электронными заказ-нарядами и электронными сопроводительными ведомостями (постановление Правительства № 931) . Как пояснили в правительстве РФ, подписанное постановление № 931 - необходим для начала работы системы ЭПД. Документ вступит в силу 1 сентября 2022 года - таким образом, в России появится новый ресурс, позволяющий быстрее перемещать грузы по стране и избавить участников рынка от бумажных документов.
Информационное взаимодействие между государственной информационной системой и участниками рынка будет осуществляться через операторов электронного документооборота.
Использование единой системы электронных перевозочных документов позволит заказчикам и перевозчикам упростить бизнес-процессы и снизить издержки, а органам власти – автоматизировать административные процедуры и проверки.
«В итоге повысится скорость доставки товаров и грузов, предприятия смогут быстрее организовывать цепочки поставок», – отметил Михаил Мишустин в ходе заседания Правительства.
Передача перевозочных документов будет осуществляться через операторов электронного документооборота (например, через систему «Диадок» экосистемы Контур). Документы должны быть подписаны усиленными квалицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия. К последним относятся: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь, фрахтовщик, которые заключили с оператором информационной системы соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.
Порядок заполнения электронной транспортной накладной аналогичен порядку на бумаге. В 2022 году составлять транспортную накладную в электронном виде не обязательно. Но с 2023 года могут ввести такую обязанность для всех.
Что нужно для формирование перевозочных документов в электронном виде?
Чтобы формировать перевозочные документы в электронном виде, нужно:
-
подключиться к системе ГИС ЭПД. В эту систему будут выгружаться все заполненные документы;
-
заключить договор с оператором ЭДО. Через данного оператора грузоотправители, перевозчики, грузополучатели будут обмениваться электронными перевозочными документами. Оператор ЭДО должен состоять в реестре, размещенном на сайте Минтранса (подп. 31 п. 1 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ); -
оформить для сотрудников усиленную квалифицированную электронную подпись. Это нужно сделать всем участникам ЭДО: грузоотправителю, грузополучателю и перевозчику для тех сотрудников, которые ставят свои подписи в транспортной накладной (в том числе для водителя);
-
заключить соглашение между всем участниками ЭДО.
В настоящее время идет тестирование системы ГИС ЭПД. Правила представления информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов и технических требований к информационным системам электронных перевозочных документов утверждены постановлением Правительства от 03.03.2022 № 281. Правила вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Чтобы участники перевозки обменивались данными, а госорганы своевременно получали сведения, создана государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Ответственным за нее назначен Минтранс России. Использовать данные этой системы могут пять ведомств:
-
МВД России
-
Минтранс России
-
Минцифры России
-
ФНС России
-
Ространснадзор.
Информация из ЭТрН направляется в ГИС ЭПД не напрямую, а через операторов электронного документооборота. Их услуги платные. Операторы организуют систему передачи данных из ЭТрН в ГИС ЭПД и предложат свои решения по внедрению ЭДО в информационную систему организации.
Через ГИС ЭПД участники перевозки обмениваются титулами — файлами, составленными в формате XML.
Титул — это часть ЭТрН, заполняемая при завершении отдельного этапа грузоперевозок. Ему присваивается единый уникальный идентификатор (УИД), который формируется в ГИС ЭПД. Все титулы, объединенные одним УИД, формируют электронную транспортную накладную. Титулы делятся на две группы: обязательные (Т1, Т2, Т3, Т4) и вспомогательные (Т5, Т6, Т7, Т8).
Учет товаров и материалов. Отслеживание оплат и отгрузок, наличия на складе. Узнать больше. Электронная транспортная накладная (ЭТрН): зачем и кому нужна.
И так, транспортная накладная необходима для оформления перевозки любого коммерческого груза при помощи автотранспорта. До недавнего времени накладная существовала исключительно в бумажном варианте. Как было сказано выше, с начало 2022 года предприниматели могут оформить электронную транспортную накладную.
Максимально актуальным этот переход будет для компаний, занимающихся грузоперевозками, а также для крупных заказчиков, часто пользующихся услугами грузоперевозок. Если же вы отправляете грузы по стране пару раз в год, то проще будет воспользоваться бумажными документами, поскольку переход на ЭТрН потребует денежных затрат.
Но с 1 января 2023 года правительство планирует перевести на ЭТрН всех грузоперевозчиков, поэтому начать постепенный переход выгоднее сейчас.
Формировать транспортные накладные в веб‑сервисе для ведения учета и сдачи отчетности. Формировать бесплатно. Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии