Технические проблемы единого налогового счета вызвали «волну обращений»
До 1 марта налоговые органы проведут индивидуальные сверки с такими лицами. Для этого им следует обратиться в свои инспекции по вопросу несогласия с сальдо.
Данная мера распространяется на лиц, допустивших ошибки при оплате своих налоговых обязательств за отчетные периоды до 2023 года.
Это позволит исключить конфликты, связанные с внедрением новой системы коммуникаций между налоговыми органами и налогоплательщиками, новых правил платежей и формирования единого сальдо расчетов.Кроме того, до 1 мая 2023 года и до окончания декларационной кампании по итогам 2022 года по отдельным видам налогов и сборов приостановлено привлечение к налоговой ответственности налогоплательщиков за нарушения законодательства, связанные с представлением (непредставлением) уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Соответствующее поручение доведено до налоговых органов письмом № ЕД-26-8/2@ от 26.01.2023.
Механизм ЕНС и единого налогового платежа (ЕНП) был запущен с 1 января 2023 года. Он призван облегчить, а также сделать более прозрачной систему уплаты налогов, говорили в ФНС. Его суть в том, что практически все налоги, взносы и сборы теперь перечисляются в качестве единого платежа, а все средства аккумулируются на едином счете и автоматически распределяются по налогам и бюджетам.
С чем связан мораторий на принудительное взыскание долгов.
На фоне перехода на единый налоговый счет часть налогоплательщиков видели предварительные неактуальные данные в личных кабинетах на сайте ФНС, объяснил РБК представитель ведомства: интересовались состоянием налогового счета в личных кабинетах более 2 млн человек, сейчас по России выявлено 454 случая реальных ошибок, связанных с некорректным расчетом.
Разночтения возникали после запуска нового механизма уплаты налогов по единому счету: он в совокупности затронул 72,7 млн налогоплательщиков, всего прошло более 3 млрд операций для формирования сальдо — долги и переплаты по каждому налогу в разные бюджеты сведены в одну сумму.
«Это дополнительно привлекло пользователей, которые начали проверять личные кабинеты, что совпало с актуализацией данных по платежам, которые перечислялись до 31 декабря. Одновременно резервировались переплаты и авансовые платежи в фонды и региональные бюджеты для сохранения их стабильности. В результате некоторые налогоплательщики видели предварительные неактуальные данные. Также раньше в личном кабинете физического лица не отражались долги физлиц как индивидуальных предпринимателей. Это тоже вызвало волну обращений», — пояснили РБК в ФНС.
На что жалуются предприниматели?
Некорректное отражение данных по недоимкам и переплатам в личном кабинете.
Если при распределении сумм налогов внутри ЕНС возник ряд ошибок, в результате чего некорректно отражались данные о недоимке и переплате, то бухгалтеры не понимают, какую сумму налога необходимо уплатить, так как в данных ФНС и налогоплательщика разные цифры, поясняет партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.
Разночтения при определении задолженности на начало периода при переходе от старой к новой системе могут потребовать усилий со стороны бухгалтерии для выверки остатков, подтверждает партнер Tomashevskaya & Partners Андрей Шпак.
Ошибки при расчете сальдо единого налогового счета.
Сальдо налогового счета — разница между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. При запуске ЕНС в ряде случаев выяснилось, что при корректном отражении недоимок и переплат сальдо счета могло показывать неверное значение, указывали предприниматели в чате ФНС. Такие случаи подтверждает партнер Kept Иларион Леметюйнен.
«Например, система может показывать отрицательное сальдо, то есть неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, страховых взносов, пеней. При этом в реальности долга перед бюджетной системой у компании может и не быть», — отметил он.
Как было сказано выше, в ближайшее время будут проведены мероприятия по актуализации сальдо ЕНС, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование, заявили представители ФНС в телеграм-чате 25 января. «До окончания актуализации сальдо мероприятия по взысканию задолженности проводиться не будут», — заверили в ФНС.
Кроме того, на специальной странице ФНС предлагает оперативную помощь в разблокировке счета и вопросах по ЕНС. Бизнесу предлагается в том числе выбрать из списка проблем: «долга нет, а счет заблокирован на сумму задолженности», «долг погашен, а блокировка со счета не снята», «не согласен с сальдо ЕНС, требуется актуализация».
Сервис по поиску новых клиентов для вашего B2B бизнеса.
При отрицательном сальдо нельзя получить справку об отсутствии задолженности. А отсутствие задолженности по налогам имеет важное значение при привлечении финансирования, участии в тендерах, указывает Леметюйнен. Даже если сведения о недоимке отсутствуют, в связи с переходным периодом сроки получения подобной справки увеличились, добавляет исполнительный директор МЭФ Legal Александр Радуцкий.
«Если вы не согласны с наличием задолженности, вы можете обратиться в ИФНС по месту учета для проведения сверки расчетов с бюджетом. Также напоминаем, что можно обратиться через сервис ФНС России, выбрав соответствующий вопрос», — рекомендуют представители ФНС в телеграм-чате.
Всплеска конфликтов не было, утверждает представитель ведомства: к 25 января поступило 528 официальных жалоб на налоговиков — на 25,7% меньше аналогичного периода прошлого года. В ФНС это объясняют обратной связью через федеральный центр решения вопросов по ЕНС. Туда обращаются около 500 человек в день, более 80% из них получили разъяснения, как и откуда сформировалась сумма долга, приводят статистику налоговики. C остальными 20% проводится индивидуальная сверка.
«В большинстве случаев налогоплательщики не соглашались с расчетом пени или были не согласны с тем, что не был учтен какой-либо платеж. Но пока реальных ошибок, связанных с некорректным сальдо, выявлено по всей стране только 454 случая. А это один налогоплательщик из 5 тыс. тех, кто интересовался своими расчетами в личных кабинетах», — говорит представитель ведомства, напоминая, что налоговики запустили телеграм-чат по вопросам ЕНС.
В основном предприниматели в этом чате указывали на случаи неверного отображения информации о налоговых платежах и задолженностях в личном кабинете, проанализировал РБК.
Личных обращений в офисы по задолженностям больше не стало, говорят в ФНС: обычно за разъяснениями по долгам во все офисы ФНС обращаются около 11,4 тыс. человек в день (500 тыс. за ноябрь—декабрь), за рабочие дни января было 11,2 тыс. обращений в день.
Онлайн-сервис управленческого и финансового учета.
Что это значит для бизнеса.
Реальное влияние ситуации на бизнес можно будет оценить после 30 января, когда наступит срок уплаты налогов, отмечает Пархоменко. Все будет зависеть от количества ошибок и от того, насколько оперативно госорганы будут реагировать для их исправления, считает Шпак.
Если раньше по видам налогов были четко очерчены два главных срока — дата подачи декларации и дата платежа, то теперь этот механизм изменен: с нового года каждый налогоплательщик обязан раз в месяц аккумулировать платеж и переводить на ЕНС, утверждает член генсовета «Деловой России» Александр Хаминский: налоговый орган в случае недостатка средств сначала закрывает долг, затем текущие платежи и после них пени и штрафы, что может оказывать влияние на финансовое планирование и «приводить к негативным в том числе в финансовом отношении последствиям».
В переходный период возникают сложности, но недостатки устраняются оперативно, в итоге это позволит упростить жизнь налогоплательщикам, оптимистичен Селиванов из ТПП.
Автоматизация малого и среднего бизнеса — управление бизнесом через сервис.
Свежие комментарии